Мои авторские сказки

Сказкотерапия и эмоциональное развитие дошкольников

Мир эмоций широк и многолик. Развитие эмоциональной сферы дошкольников – это важный и целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный и личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации.

Дошкольный возраст —  очень благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Дети в этом возрасте , впечатлительны, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей, они стремятся к признанию себя среди других людей. По данным многочисленных исследований отечественных психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, очень прочен.

В последние годы, увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений среди дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно сказывается на отношения ребенка с окружающим миром.

Одним из действенных методов для развития эмоциональной сферы ребенка является сказкотерапия и мир сказок. Этот метод появился в середине XX века за рубежом, в России стал активно внедрятся в психолого – педагогическую деятельность в начале 90-х годов прошлого века. Метод замечателен тем, что с ним могут работать как психологи, так и воспитатели и родители.

Сказкотерапия как вид арттерапии направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка. Применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Метод учитывает эмоциональный интерес ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь интерес стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Таким образом сказка становится средством, которое позволяет ребенку осваивать нормы, ценности, смыслы, модели поведения в различных ситуациях. Идентификация ребенка с героями сказки так же помогает понять, что у других имеются такие же проблемы и переживания. Важно, что ребенок отождествляет себя с положительными героями, поэтому метод способствует личностному развитию ребенка.

Литература : Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова : « Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика».

Воспитательная роль сказок в процессе развития и становления маленького человека  очень  велика. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится  в ней жить.

Авторские сказки Л.Г. Амельян, победителя конкурса «Воспитатель года» 2017 г., созданы ею в ходе практической психокоррекционной  работы и являются важной составляющей воспитательного процесса.  Это умные и добрые сказки, рассчитанные на непосредственность восприятия ребенка.  Они написаны искренне, с любовью и хорошим знанием психологии детей. Сказки рисуют  особенный и  яркий мир, в них  педагог и психолог стремится дать детям возможно больше знаний о мире, в котором они растут, познают мир человеческой доброты. Они  помогают установлению контакта с ребёнком, созданию комфортной среды общения.

Сказки Л.Г. Амельян  имеют большое воспитательное содержание,  развивают воображение ребенка,  помогают корректировать поведение,  снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Несомненным достоинством  сказок являются и замечательные иллюстрации к ним. Слушая сказки и сопереживая приключениям ее героев, ребенок получает возможность отреагирования многих  негативных чувств: страха, застенчивости, обиды и др.; формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру;  помогает ему в овладении навыков общения и взаимоотношения с миром. Специально написанные педагогом-психологом сказки – это лучший способ воспитать в ребенке  хорошие черты характера и избавиться от негативных, обучить правилам поведения и  правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю дети готовы слушать всегда!

Главный библиограф Новосибирской областной научной библиотеки: Рыбина Г.П.

Сказка — это зернышко, из которого прорастает

 эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

 В.А. Сухомлинский.

 

 

Чудо-городок и его жители

 

В далеком царстве, в небольшом городке, жили чудо-существа – златоносики. Они полностью светились, и общались с помощью золотых носиков. Это были очень дружные и миролюбивые существа. Целыми днями они играли, учились добывать нектар и любовались  красотой их чудо- города. Но среди них была одна девочка, у которой не очень получалось собирать цветочный нектар. Она все время суматошно порхала, убегала от всех, толкалась, путалась в листьях. Это очень мешало девочке   вместе с другими златоносиками  добывать нектар. Однажды, после долгих бесцельных полетов девочка заметила, что ее носик поврежден,  она не может общаться с другими жителями городка и совсем не чувствует запаха нектара. Горестно стало девочке. Она пошла к Мудрейшему Златоносику, который, выслушав ее,  предложил ей Бусинку Терпения. Чтобы удержать терпение, девочка должна была порхать и прыгать только в определенное время вдали от цветов и только потом, набравшись терпения,  возвращаться к цветам и спокойно добывать нектар. Прошло несколько дней, и девочка начала открывать для себя  красоту каждого цветка, всех его частей, форм и расцветок. Наконец у девочки вновь стало получаться добывать волшебный нектар. А спустя еще некоторое время  ее носик вновь стал прежним : с золотым и светящимся кончиком. Девочка научилась общаться с другими жителями городка, чувствовать красоту окружающего мира, добывать нектар. Ее жизнь изменилась. Она вновь стала светится.

 

Степа и компьютер

 

Эта история случилась не так давно… Степан очень давно мечтал о собственном компьютере. Время шло, и приближался День его рождения! Накануне,  ложась спать, Степан загадал желание! Мальчик верил в магию желаний – ведь если ты чего-то очень хочешь и мечтаешь об этом  – загаданное  обязательно сбудется. Степан закрыл глаза и уснул крепким сном. На утро, проснувшись, он увидел перед собой много-много воздушных шариков: это были машинки, танки, его любимые персонажи из мультфильмов… Раздвинув шарики, Степа увидел радостные и улыбающиеся родные лица! Бабушка и дедушка, папа и мама, маленькая сестренка, и даже кот Мурзик, – все были рядом и поздравляли мальчика с Днем рождения. Наконец, папа с гордостью вручил сыну огромную коробку!!! – Ура, мечты сбываются, радостно вскрикнул Степа и начал стремительно распаковывать коробку! Да, это был заветный ноутбук, о котором уже год мечтал Степа. Мальчик поблагодарил своих родных и тотчас принялся осваивать новую игрушку. Ноутбук открыл ему мир новых игр, ведь в нем было все: игры-стрелялки, мир фэнтези,, виртуальные  космические   гонки, в общем  —  огромный удивительный  мир!

Шли дни… Степа все свое время проводил за играми в ноутбуке… Ему уже не хотелось ходить в детский сад, кататься с папой на лыжах, гулять с сестренкой… Даже его любимый кот Мурзик остался без внимания. Папа с мамой очень беспокоились…. Степы как будто не было рядом. Мир эльфов, магов и зомби будто украл у них сыночка. Степа и сам заметил, что у него почти не стало друзей, он стал плохо заниматься в своей любимой секции по плаванию, стал чаще болеть, ведь он почти не гулял на улице, а все время играл…

Как-то ночью, когда Степа спал, к нему во сне пришла Фея Познания. Она рассказала мальчику о  том, как важны друзья и  живое общение в жизни человека, о том, что сидя дома за ноутбуком можно потерять связь с огромным миром живых эмоций, миром веселых прогулок, катаний на санках, купания в озере… Компьютерные игры не могут заменить  игр с сестренкой. А еще Фея Познания, рассказала Степе, что бывают в компьютере совершенно иные, познавательные игры, которые помогают детям развиваться и становится умнее. На утро, проснувшись, Степа впервые за долгое время сделал зарядку и с удовольствием пошел в детский сад. Там его ждали любимая воспитательница, друзья, о которых Степа на время позабыл. Степа весь день играл, а вечером пошел с бабушкой на прогулку в зимний лес. Мальчик вновь почувствовал, как же весело играть со сверстниками, гулять с родными и просто радоваться огромному миру вокруг, не вымышленному, а настоящему. И этот мир полон новых открытий, загадок и приятных встреч. С тех пор Степа играл в компьютер очень мало, а то и вообще позабыл о нем. И всякий, раз узнавая что-то новое, тихо благодарил Фею Познания.

 

 

Сказка про отзывчивость и взаимопомощь.

 

Жили-были старик да старуха, было у них три внука. Двое старших   были жутко вредные и слышали только себя, а третий —  младший, был добрым, отзывчивым и внимательным : он всегда слышал, что ему говорят окружающие.  Однажды бабушка и дедушка велели внукам пойти в лес и нарубить дров. Старшие, как только пришли в лес, начали ссориться и вернулись ни с чем. На следующий день, стал проситься младший в лес. Ну что делать, уж очень убедительно он просил, бабушка с дедушкой его и отпустили. Дали ему четыре пирожка в дорогу, и пошел младший внук в лес. Лес был дремучим, но в нем было много чудес. Начал младший рубить дрова, а дерево сказало ему человеческим голосом: « Не руби меня, добрый молодец, я ведь живое» . Младший внук послушался дерево и не стал его рубить, зато собрал много сухих дров и вернулся домой. Бабушка с дедушкой были очень рады, ведь внук сдержал обещание и пришел с дровами.

На следующий день мальчик вновь пошел в лес. На окраине леса, было глубокое синее озеро, возле  которого мальчик любил  сидеть и любоваться природой. В этот раз, подойдя к озеру, он решил перекусить. Вдруг к нему подошел старик и спросил: «Не осталось ли у тебя еды? Я очень голоден…» Мальчик, не раздумывая, поделился со старичком своей едой. А тот пожелал ему добра и подарил Золотое блюдце, сказав : « Если ты захочешь есть и у тебя не будет еды,  на блюдце появится та еда, которую ты пожелаешь». Мальчик поблагодарил старичка и пошел домой. Бабушка с дедушкой были счастливы, так как они жили бедно и им часто приходилось недоедать.

В третий раз мальчик встретил в лесу медведя, который громко ревел, и звал на помощь. Мальчик подбежал к медведю и стал освобождать лесного хозяина от цепей. А медведь рассказал мальчику о людях, которые не любят природу и охотятся на лесных обитателей.  В благодарность за освобождение медведь рассказал мальчику, что глубоко в лесу, среди множества деревьев и кустов, растет Волшебное деревце. С виду оно незаметное, но любой человек с чистым сердцем, не желающим навредить лесу, может его найти и попросить у него Семечко доброты и внимания. Мальчик направился по дороге, которую ему указал медведь. Взяв всего одно семечко, мальчик вернулся домой. Дома, его ждали братья, бабушка и дедушка. Волшебное Семечко светилось, оно озарило маленькую комнатушку, в которой жила семья мальчика. Свет проникал везде, он обволакивал, согревал и дарил чувство уюта и тепла. Мальчик попросил своих братьев раскрыть ладони и приложил Семечко к их рукам. Братья тотчас ощутили  чувство тепла и радости,  стали слушать и слышать друг друга и окружающих.

 

 

Сказка про девочку и Фею Ночь

Девочка Лола была умным и любознательным ребенком. Она настолько была радовалась окружающему ее миру, что ей вовсе не хотелось спать.  Ведь, днем, когда светило солнышко, мир вокруг был таким интересным, полным событий, завораживающим и красивым. Лола весь день бегала, играла с друзьями, и даже успевала помогать старенькой бабушке по дому.

Как-то раз, когда пришло время ложится спать, Лола как обычно выпила теплый чай со сливками, поцеловала маму с папой и пошла в свою комнату. Одноко у нее возникла идея: «А что если я сегодня не буду спать? М-м-м,.., сколько интересного я узнаю!..

Лола лежала под одеялом и притворялась, что спит. Наступила полночь… постепенно утихли шаги на кухне, кот мило мурлыкал на ковре. Спали все, кроме Лолы. Она потихоньку оделась и вышла во двор. Ночь была теплая, летняя. Небо было усыпано огромным количеством звезд. Сияла Медведица, и Млечный Путь, словно кто-то пролил молоко и оно растеклось среди звезд огромный длинной лужей. Девочка не заметила, как быстро прошло время, и как далеко она ушла от дома. Когда Лола поняла,  что потерялась, она сильно испугалась, из ее синих глаз закапали блестящие капельки слез.   В листве ей послышался чей-то голос. Любознательная девочка сразу же поспешила туда. В листве огромных, могучих дубов пела свою сонную песенку Фея Ночь. Лола, осторожно наблюдала за пением Феи и не выдавала своего присутствия. Тут Фея повернулась к девочке и ласково сказала: «Не бойся меня, я – Фея Ночь, младшая сестра Волшебника Дня. Как только День уходит отдыхать, я вступаю в свои права. Я кружу над всеми домами, заглядываю в каждое окно, и проверяю, все ли маленькие дети спят.

— Как тебя зовут, милая девочка? —  спросила Фея Ночь.

— Лола,  — испуганно ответила девочка.

— Почему ты не спишь в столь поздний час?

— Мне хотелось, чтоб День не заканчивался, и я больше узнала о мире. Поэтому я обманула папу с мамой и сбежала из дома.

— Ты меня расстроила, — печально сказала Фея Ночь. Ведь маленькие дети, должны спать ночью и набираться сил во сне, чтоб при наступлении нового дня быть полными сил и жизнерадостными. И конечно же, мне грустно, ведь ты обманула родителей!

— А еще я потерялась и не знаю путь домой, — сквозь слезы, сказала девочка. И конечно же, Лоле было  стыдно, ведь она обманула своих родных. Фея Ночь взяла в свои ласковые объятия девочку и, сделав круг по ночному небу, возвратила Лолу домой. Утром Лола никак не могла проснутся : у нее сильно болела голова. Родителям пришлось даже вызвать врача. Девочка проспала весь день… от этого ей было очень досадно. Ведь тем временем все ее друзья весело резвились на поляне, сходили в детский сад и узнали много нового. А Лола просто спала… Вечером девочка не выходила из своей комнаты. Она ждала, когда наступит ночь. Когда часы пробили полночь, и все уснули безмятежным сном, в комнату Лолы прилетела Фея Ночь. Она присела к девочке на кровать и ласково прошептала: «День приходит в мир, чтоб вы его открыли, почувствовали и познали, а Ночь – чтоб видеть сны. Я уверена, милая Лола, теперь ты все поняла. И больше никогда не обманешь своих родителей. Лола сонными глазами посмотрела на фею и понимающе кивнула. Для себя она твердо решила, что больше никогда не пропустит светлого дня и не будет обманывать своих родителей.

 

Экологическая сказка

Это было обычное летнее утро в Чудо-городке. Проснувшись от шелеста листьев и манящего запаха цветочного нектара, Лилу, Миси и Арев по привычке направились на утреннюю прогулку по знакомым местам. Они гуляли, весело резвились и рассказывали друг другу о своих сновидениях. Миси немного отстал от своих друзей и пошел в глубь лесной чащи. Глаза мальчика застыли в изумлении. Прямо на его пути стояла огромная блестящая, со множеством иллюминаторов машина. Миси поспешил позвать своих друзей: «Арев, Лилу, скорее сюда!!!» Друзья, услышав голос Миси, тотчас поспешили к нему. Мальчик тем временем осторожно обследовал машину снаружи. Когда подбежали Арев и Лилу, друзья набрались смелости и решили изучить машину изнутри. Первым вошел Арев, следом Миси и Лилу. Друзья были воодушевлены своим открытием и, конечно же, бездумно нажимали все кнопки подряд. Неожиданно внешние двери захлопнулись, загудел старый мотор, и машина начала набирать высоту. Ребята, пристегнули ремни и с изумлением смотрели в иллюминаторы. Только  Лилу очень боялась и закрыла глазки руками. Машина взмывала вверх. И вот ребята уже покинули свою Чудо-страну, которая была самой маленькой планетой в солнечной системе. Они кружили вокруг звезд, задевали хвосты комет и любовались космической магией Вселенной. Среди огромного количества небесных тел мерцала маленькая цветная звездочка. Арев взял руль в свои руки и принял решение лететь именно к этой сияющей многочисленными цветными огоньками звезде. Мотор постепенно заглох, друзья расстегнули ремни безопасности и вышли из космолета. Они ожидали увидеть там все, что угодно…, но, к сожалению,  планета была пуста. Повсюду был цветной блестящий песок вперемешку с огромным количеством мусора. Лилу, посмотрев по сторонам, обнаружила небольшую коробку и поспешила ее открыть. В ней оказалось послание от жителей планеты. Оно звучало так: «Уважаемые посетители нашего маленького мира. Если вы сейчас видите и слышите наше сообщение, то не оставляйте его без внимания. На нашей планете произошла катастрофа : жители перестали заботится о ней и превратили ее в кучу мусора. Жить здесь стало невозможно, и мы покинули ее, оставив для вас в коробке наш волшебный песок и это сообщение. Помогите нам справится с мусором и вернутся в наш дом!»

Арев, Миси и Лилу были очень добрыми и отзывчивыми ребятами и,, конечно же, поспешили помочь. Миси вспомнил, что как раз недавно им в школе для малышей рассказывали о сортировке мусора. Если весь мусор сложить в одну большую корзину и увести на свалку, это не будет правильным решением проблемы. Друзья решили подойти ответственно и мудро к уборке планеты. Они взяли несколько контейнеров и рассортировали весь мусор по происхождению: металл, пластик, дерево, бумага, батарейки. Ребята  знали, что  мусорные отходы  можно переработать и испльзовать вторично. Справившись с трудным заданием, друзья присели отдохнуть. Лилу начала водить пальчиками по песку, который как по волшебству распылялся вокруг и завораживающе блестел. Его становилось все больше и больше. Планета начала обретать свой первозданный вид. Арев, Миси и Лилу стали рисовать цветные картины на песке. Песок согревал детские ладошки, тепло проникало в их добрые сердца,  все вокруг сияло красотой. Песок словно благодарил детей! Но пришло время возвращаться в свою Чудо-страну. Ребята попрощались с планетой, сели в космическую машину и полетели домой. В Чудо-стране был уже вечер, и ребята направились  отдыхать  в свои цветочные домики. Они приняли дружное решение – никому не рассказывать о своем путешествии и лишь иногда самим посещать маленькую песочную планету…

 

Царство Снов

Высоко над Землей, где-то между седьмым и восьмым небом, находилось таинственное и полное загадок  Царство Снов. В этом огромном царстве жил-был один Маленький Сон.  Он был совсем ещё крохотным и юным. И его постоянно тянуло к приключениям. Маленький Сон был  про отважные приключения,  смелого рыцаря и кругосветные путешествия.  Сон все время куда-то спешил, и не успевал слышать старших. Он только и мечтал о том, чтобы однажды прилететь на Землю.  И вот наступил день, когда пришло время отправляться в мир людей. Владыка Царства снов дал ему поручение и показал фотографию мальчика, которого Сон должен навестить. Но Маленький Сон  был так счастлив, что в спешке  ничего не запомнил.  А когда он спустился на Землю,  понял, что не знает, куда ему идти.  Маленький Сон долго кружил на Землей, сделал большой круг мимо горизонта, пересчитал все  звезды и вдруг  увидел,  вдали   маленького крохотного щенка, который сидел и любовался нарастающей луной.  Сон спустился к нему, присел рядом и загадочно спросил: «Милый щенок почему ты не спишь?»  Щенок ответил ему: «Я не знаю, мне не спится!»

Маленький Сон ему ответил: «Тебе не спится, наверное, потому что у тебя нету сна.  Хочешь я буду твоим сном?»  Щенок  спросил  его: «А ты про что?»

Сон ему ответил: «Я про отважного рыцаря, про путешествия вокруг света и приключения»

—  Нет, мне такой сон не интересен, это не мой сон. Я люблю сны про вкусные сочные косточки, про озорные бега за кошками и про охоту!

Маленький Сон расстроился. Сделав несколько кругов над Землёй, он увидел у  окна девочку, которая, обняв куклу, сидела и мечтала о чем-то. Спустившись к ней, Маленький Сон спросил: «Девочка, а почему ты  не спишь в столь поздний час?»

—   Я  не знаю, — ответила ему девочка.  Сон задумался и сказал:

—  Ты не спишь,  наверное, потому, что у тебя нету сна. Хочешь я буду твоим сном? Девочка восторженно ответила:

— Хочу, хочу! А ты про что? И Сон рассказал ей про путешествия вокруг света, про отважного молодого рыцаря и веселые незабываемые приключения!

—  Нет, мне такой сон не интересен, — шепнула  девочка. Я хочу сон про волшебную фею, про множество   цветных бабочек, про кукол и единорогов.

— Ну, ладно, сказал Сон, пойду искать того, кто ждёт меня. Ведь кто-то непременно сейчас не спит и с нетерпением ожидает свой сон!  Маленький Сон попрощался с девочкой и полетел дальше. Он кружил над горами и лесами, когда увидел вдалеке одинокую избушку.  В избушке не было света, горела лишь одна свеча.  Сон залетел в окно и увидел одинокого мальчика.  Мальчик лежал и сквозь окно изучал звезды.  Сон присел к нему на кроватку,  ласково спросил: «Кого ты ждёшь? Почему ты не спишь до сих пор?»

— Я не сплю, потому что я жду свой сон, а  он никак ко мне не приходит, — ответил мальчик.

—  Хочешь я буду твоим сном? —  с волнением  спросил сон.

– Я жду сон про приключения, про рыцарей и про путешествия! Ведь мой папа-мореплаватель, много мне рассказывал о своих подвигах на море и на суше.

Сон с восторгом вскрикнул : « Ура, наконец я тебя нашел! Ведь – это я! Твой сон про путешествие на край света, про отважного рыцаря и необычные приключения, которые всегда заканчивается хорошо» У мальчика широко распахнулись глаза и он сказал:

Как же давно я тебя ждал! С самого вечера!  Теперь я смогу спать крепко- крепко.

Маленький Сон велел мальчику закрывать свои глазки. радуясь, что они, наконец, нашли друг друга! Мальчик укрылся одеялом, закрыл  глаза и окунулся в сладкий, долгожданный сон.   Ему снилось, как отважный рыцарь совершает путешествие вокруг света, посещает много  разных островов…Когда появились первые солнечные лучики, и на Землю спустился,  Маленький Сон медленно взлетел и  упорхнул в далекое Царство снов.  Чтобы ночью вновь вернуться к своему другу.

 

Скромная Лоя

Эта история случилась не так давно. Наверное, прошлым летом. Далеко в джунглях, на  реке Амазонка, в кустах вечнозеленых лиан и божественно красивых орхидей, было гнездо колибри –, небольшой птичьей  семейки, состоящей из  папы, мамы и дочери, которую  звали Лоя. Лоя была не по возрасту умной и рассудительной, всем казалось, что она гораздо старше своих лет. Но Лоя была еще совсем маленькой, крохотной птичкой. Она была молчаливой и скромной. Бывали дни, когда Лоя часами молчала, и лишь слушала все, чему учат папа с мамой. У Лои не было друзей, ведь она была стеснительной и молчаливой. Родители очень переживали за свою крохотную птичку, они старались учить её всему, что знали сами и готовили её к жизни в джунглях. Лоя  видела мир из своего гнезда, и в отличие от других колибри своего возраста, она никогда не улетала далеко от своего дома.  Лоя старалась всегда быть рядом  с папой и мамой. Она изучала и запоминала все заповеди родителей.

Шли дни… Лоя росла. Однажды папа принес в своем клюве лепесток желтой орхидеи необыкновенной красоты. Лоя пришла в изумление от такой красоты. Желтый лепесток переливался всеми цветами радуги, а утренняя роса раскрывала его сказочно манящий аромат. Папа рассказал дочери, что желтая орхидея цветет очень редко,  посмотреть на это явление слетаются все обитатели джунглей. Лоя представляла себе орхидею, порхающих над ней бабочек и решила полететь на другой берег Амазонки, чтоб своими глазами лицезреть эту волшебную красоту.  Набравшись смелости, Лоя расправила свои крылья и полетела. О, как это было прекрасно! Ласковые лучи утреннего солнца направляли птичку к цветущей орхидее. Лоя впервые почувствовала  волнующее ощущение, когда ветер раздувает  перышки и можно парить , парить, парить….Внезапно подул сильный ветер, а маленькая Лоя, не имея опыта дальних полетов, сильно испугалась. Но нужно было лететь дальше, ведь она уже находилась на середине реки.  От дуновения могучего ветра маленькая птичка не смогла сопротивляться и упала в воду. Течение бурной реки понесло ее все дальше и дальше. Ей стало очень страшно, и она начала звать на помощь.  Сначала очень тихо, а когда поняла, что её никто не услышит, уже громче : «На помощь! Помогите!» На голос Луи  слетелось множество колибри. Спустя несколько часов Луи услышала голос мамы, которая сказала :

— Наконец–то ты проснулась, мы так волновались! Тебя  вытащили из волы колибри, которые всегда  дружно летают вместе. Услышав твой голос, они сразу поспешили на помощь.  Открыв глаза, птичка увидела вокруг множество колибри.  Они волновались и переживали за Лою. Родители  говорили: «Как хорошо, что ты позвала на помощь и тебя спасли! Ведь все могло обернутся иначе!» Новые друзья предложили Лое полетать над цветочками. Но птичка застеснялась.  Тогда мама, уже взрослая и мудрая птица, сказала своей дочери:  «Если бы ты застенчиво молчала, когда тебя уносила река, то мы  тебя больше никогда бы не увидели! Но ты смогла перебороть свою застенчивость и позвала на помощь! И сейчас мы вместе  и счастливы! Ведь главное – это чувство меры во всем !  И скромность, и молчаливость, и веселье, и задор.  Всего должно быть в гармонии!