Портфолио

Эссе

«Моя педагогическая философия»

   « Не обижайте детей готовыми формулами, формулы –
пустота; обогатите их образами и картинами, на которых
видны связующие нити. Не отягощайте детей грузом фактов;
обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.
Но не учите их, что польза главное.Главное –
воспитание в человеке человеческого».
Антуан де Сент-Экзюпери.

Когда я читаю эти высказывания, невольно ухожу в воспоминания о своем детстве. Я была очень любознательным и активным ребенком. Со мной было сложно. Я задавала бесконечное количество вопросов и постоянно мешала воспитателю. Нет, мне не хочется говорить о том, что у меня были не очень хорошие педагоги. Скорее наоборот. Они были замечательные! Но общество на тот момент было ограничено. И детей уже с раннего детства загоняли во всевозможные рамки. Воспитание детей состояло из идеологических стандартов и часто ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами. Главными методами обучения и воспитания были внушение и убеждение. При этом, обучение всегда было приоритетнее развития. Главными показателями успеха были – знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.

Моя бабушка мне постоянно твердила, что я в ее детстве дети жутко боялись педагогов. Мне это было непонятно…Ведь тот, кто работает с детьми несет зерно знаний и лучики доброты. В семье я росла одна, возможно поэтому всегда тянулась к детям. Помню,  как часто защищала младших и слабых детей. Любовь к детству родилась вместе со мной. Сколько себя помню, всегда хотела быть педагогом. Я и выбрала профессию педагога. По специальности, я учитель биологии — педагог-психолог. Изучая различные направления в педагогике: религиозные, философские, научные, я поняла для себя главное: что центром педагогики в целом является любовь к детям. Еще учась в  университете, я начала работать волонтером с подростками в психологическом центре, а потом психологом в общеобразовательной школе. Я видела, как сложно бывает подросткам без поддержки и понимания взрослых, и старалась помочь им всячески. Многие из них стали для меня близкими людьми, с которыми мы общаемся в настоящее время.Когда я читаю эти высказывания, невольно ухожу   в воспоминания о своем детстве. Я была очень любознательным и активным ребенком. Со мной было сложно. Я задавала бесконечное количество вопросов и постоянно мешала воспитателю. Нет, мне не хочется говорить о том, что у меня были не очень хорошие педагоги. Скорее наоборот. Они были замечательные! Но общество на тот момент было ограничено. И детей уже с раннего детства загоняли во всевозможные рамки. Воспитание детей состояло из идеологических стандартов и часто ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами. Главными методами обучения и воспитания были внушение и убеждение. При этом, обучение всегда было приоритетнее развития. Главными показателями успеха были – знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.

В детский сад меня привел мой сын. Я, воодушевленная большим количеством теоретических знаний, с идеалистическими взглядами на детство, с оставшимся на тот момент юношеским максимализмом, столкнулась с несовпадением моих представлений и реальной картиной на практике. Авторитарный стиль работы все еще присутствовал в нашей системе… Как молодой маме и начинающему педагогу, для меня все это казалось диким и негуманным. Ведь я всегда себя считала последователем гуманной педагогики, которая провозглашает любовь и веру в ребенка, где личность маленького существа является центром вселенной. На мои педагогические взгляды повлияли труды таких ученых и философов как: Ж.Ж. Руссо, Л.С. Выготский, Анна Фрейд и Мелани Кляйн и, конечно же, мой кумир, отец современной гуманной педагогики – Шалва Амонашвили. На мой взгляд, одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания – это гуманность, человечность, человеколюбие, уважение к личности и ее переживаниям. Именно поэтому, я как ответственный педагог, любящий детей и свою профессию, была несказанно рада появлению в системе нашего образования ФГОС. На современном этапе развития человечества – детство сложное, социокультурное явление. Именно для развития гармоничной, инициативной и многогранной личности разработан и утвержден ФГОС ДО. ФГОС пронизан гуманным отношением к личности ребенка. Ребенок – личность, ребенок – субъект собственной жизни, его всего лишь нужно правильно направить. Педагог должен поощрять и поддерживать зерно инициативности в подрастающей личности. Современный педагог должен не просто любить детей – он должен быть воплощением любви во всех ее проявлениях. Что это значит? Уважать ребенка как личность. Всегда иметь возможность выслушать его. Развивать его способности. Поощрять любую инициативу, направленную на созидание. Предоставлять свободу выбора в детских видах деятельности. Накапливать социальный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только в этом случае мы научим детей любить. Любить себя, свою семью, свою Родину, прекрасный  мир вокруг.

Воспитание в ребенке принципов человеколюбия начинается с первых лет жизни. Воспитание должно нести свет, должно делать маленькую личность лучше. Именно поэтому, каждый, кто свой жизненный путь связывает с детьми, должен понимать, что он берет на себя ответственность за тех, кого будет развивать и воспитывать.

Современный педагог – это квинтэссенция любви к детям, заинтересованности в их судьбе, в развитии их индивидуальности. Современная педагогика провозглашает экологичные методы влияния на личность. Где на пьедестале стоят уважение прав ребенка, его право на свободный выбор, право на ошибку и собственную точку зрения.

Мы, педагоги, должны воспитать развитую, гармоничную, взрослую личность, которая помнит, что все мы родом из детства,  личность которая холит и лелеет своего «внутреннего ребенка»….

Портфолио