Для родителей

Делайте! Не делайте!
Радуйтесь своему ребенку, при любых обстоятельствах. не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Слушайте ребенка внимательно, не перебивая. Не заставляйте ребенка делать что –    нибудь, если он устал. Прислушивайтесь  его желаниям.
Установите четкие и определенные требования к ребенку Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестает обращать на них внимания.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними Не говорите : « нет она не красная», лучше скажите : «она синяя»
Будьте терпеливы Не оскорбляйте ребенка.
Каждый день читайте ребенку, обсуждайте прочитанное Не ожидайте от ребенка моментального понимания всех логических правил, ваших чувств.
Поощряйте в ребенке инициативу, стремление задавать вопросы, быть самостоятельным Не препятствуйте проявлению самостоятельности в принятии решений ребенком.
Чаще хвалите ребенка Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений.
Поощряйте игры с другими детьми Не препятствуйте общению с детьми, которые вам не нравятся.
Приобретайте развивающие игры и игрушки Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дел повторяя : « не так, переделай».
Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку ( рисовать, танцевать и др.) Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности.
Интересуйтесь жизнью и деятельностью ребенка в детском саду
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни вашего ребенка. Это кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Кризис трех лет имеет определенные характеристики.

  1. Негативизм . ребенок негативно реагирует не на само действие , которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он делает что –то только потому, что это предложил ему определенный взрослый. Негативизм крайне избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот , что ему сказали. Негативизм нормальное явление в кризисе, которое исчезает со временем.
  2. Упрямство . это реакция ребенка, который настаивает на чем то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он см об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
  3. Строптивость . она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений , против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребенок хочет все сделать и решить сам. Это положительное явление, но в кризисе, при неправильном поведении взрослого, приводит к конфликтам. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте . в семье с единственным ребенком может появится деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность.
  4. Обесценивание . в глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Это явление зачастую глубоко ранит мам, которые тесно связаны с ребенком.

Все эти явления говорят о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка, не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – подростковом возрасте!

Как правильно хвалить ребенка?

Прежде всего скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитание и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха ( это справедливо не только в отношении детей но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу родителей.

Однако, каждый родитель должен ежедневно и ежечасно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанных ребенком ( рисунок, лепка, спетая песенка и т.п.) могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка.

« Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — совершенно резонно советует в книге « Нестандартный ребенок» психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. Нечто подобное фигурирует во «взрослой» социальной психологии под именем « авансирование доверием», что обусловливает значительный личностно и профессионально развивающий эффект.

Теперь о том, как хвалить НЕ следует:

  1. Вредно, если хвалят ребенка, за то, что ему дается легко, за то что дано ему самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способностей не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней, ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состоятся как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, ребенок полностью уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть , мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося «гения».
  2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что –то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее – замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка ( и не только ребенка!). это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания « брать пример» с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
  3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
  4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку. если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это в будущем может привести к неврозу.

 

Принимая на вооружение рекомендацию – хвалить поступок и только поступок, — необходимо учитывать при этом и возраст детей. Ученые- психологи , безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако, для того чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы у ребенка была возможность сказать себе « Я молодец!»).

Дошкольное детство – время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданы.

Агрессивное поведение – это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой- то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель устранение препятствия.

Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто « подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии , инструментальной ( для достижения некоторой цели) или враждебной ( чтобы причинить кому- то боль).

И все – таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным или безвольным. Для того, чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.

                 Как помочь ребенку стать менее агрессивным

Самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию « в мирных целях»

Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: « Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении., а также заняться интересующим их делом. Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.

Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать мяч, бегать вокруг дома, писать все слова , которые хочется высказать в гневе.

Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, нужно несколько раз глубоко  вздохнуть или сосчитать до десяти.

Так же можно послушать музыку громко попеть или покричать под нее.

Можно попросить ребенка нарисовать свое чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует :

— обратить внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.

— обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают.

— следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их « ярлыками» , возможно он повторяет ваши слова.

— быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто водят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обратите на повторяющиеся сюжеты сновидений.

— поощрять ребенка, говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится а что нет.

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Се более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

  1. Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем мире.
  2. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
  3. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
  4. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности.
  5. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется сюжетно-ролевое наполнение. Дети ссорятся, дружат, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
  6. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

 

Вам как родителям важно:

 

  1. Понять каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  2. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
  3. Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какие реакции в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовым к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  4. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
  5. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
  6. Предоставлять ребенку возможность для проявления творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно , предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  7. Предоставить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки и т.д.
  8. Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравиться, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать заранее.
  9. Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.  Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

— Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к окружающему миру, который для него пока сложен и малообъясним.

— Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

— С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

— Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам,  которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют вначале друг друга, а потом – каждый самого себя.

— Стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может делать многое сам, но ему еще трудно сосредотачиваться на том, что ему интересно.

— очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

— Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» родителям вопросов.

— Начинает задавать вопросы связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как родителям важно:

— С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

— Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

— Быть внимательным к желаниям ребенка, но уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

— Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

— Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей , вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

— Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

— Помнить, что в этом возрасте ( да и всегда) ваш ребенок охотнее  будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильную» составляющую.

— По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

— На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, то отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

— Помогать ребенку ( вне зависимости от пола) справляться со своими страхами, не осуждая его и не призывая « не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным.

Самое главное назначение детского сада состоит в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться, общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был хорошим  дополнением вашему дому детский сад , не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Как надо вести себя родителям с ребенком, впервые посещающего детский сад. Рекомендации:

— Установите тесный контакт с работниками детского сада.

— Не оставляйте вашего ребенка в дошкольном коллективе дольше чем на 8 часов, как можно раньше забирайте домой.

— Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье.

— Щадите ослабленную нервную систему ребенка.

— На время прекратите походы в театр, гости. Намного сократите просмотр телевизора.

— Как можно раньше сообщите воспитателям о личностных особенностях вашего малыша.

— В выходные дни, создайте дома такой же режим как и в ДУ.

— Расставайтесь с ребенком с довольной улыбкой, без длительных объятий и поцелуев. Поцелуйте ребенка, скажите, что Вы зайдете за ним после, и, улыбаясь, уходите, независимо от того, кричит он или умоляет Вас остаться.

— Уходите всегда открыто. Всегда говорите, что Вы уходите, но вернетесь позже.

— Дайте ребенку свои фотографии. Особенно хороши будут те, где Вы сфотографированы на рабочем месте. Они будут напоминать малышу, что Вы тоже сейчас работаете.

— Пусть ребенок возьмет с собой любимую игрушку. Это часто действует успокаивающе.

— Неожиданным,  но действенным средством может быть след Вашей губной помады на руке ребенка. Это будет напоминать ему о Вас, и ребенок не почувствует себя одиноким.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать ДУ.

— В присутствии ребенка говорить плохо про ДУ.

— « Наказывать ребенка детским садом и поздно забирать домой».

— Мешать его контактам с детьми в группе.

— Увеличивать нагрузку на нервную систему.

— Водить ребенка в многолюдные места. Все время купать, одевать не по сезону.

— Конфликтовать с ним дома.

— Наказывать за детские капризы.

— В выходные дни резко менять режим ребенка.

— Все время обсуждать в присутствии ребенка проблемы, связанные с ДУ.

— Не обращать внимание на отклонения в обычном поведении ребенка.

— Не выполнять все предписания врачей и педагогов.

Показателем окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями, уравновешенное настроение в течении дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе, умение общаться со сверстниками, желание есть самостоятельно, спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Если малыш с радостью и много говорит о ДУ, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать ,что адаптационный период закончился.

Маленькие дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует. Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес чисто познавательный. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков. Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора чаще в дошкольном детстве, но иногда даже в 11-12 лет.

Если родители обеспокоены    таким

любопытством ребенка, они могут сами

рассказать, чем мальчики отличаются от

девочек. В противном случае интерес

к гениталиям может стать чрезмерным.

Очень важно предоставить ребенку

Информацию в той форме и в том

объеме, который он способен воспринять

со своим возрастом.

 

Две крайности таковы: первая – это когда в ответ на вопрос ребенка, родители покупают энциклопедии, атласы по соответствующей теме и начинают усиленно просвещать ребенка. Вторая крайность – это демонстративное смущение и молчание в ответ, или фразы типа « мал еще». Адекватной реакцией родителя в ответ на такой вопрос ребенка могла бы быть демонстрация заинтересованности любознательностью ребенка, демонстрация спокойствия и дача информации, достаточной для утоления познавательного интереса ( к примеру, ответ типа « ты сначала рос в животике у мамы, а потом выпрыгнул оттуда).

Таким образом из психосексуального воспитания следует исключить любые крайности. Огромный вред может нанести избыточная информация, в равной степени как и недостаточная.

В своем психосексуальном развитии ребенок проходит ряд стдий. При этом следует понимать, что половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Термин « половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» — только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.

Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.

Психосесуальное развитие – это формирование полового самосознания, половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения, формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а психосексуальное развитие – духовную основу ( содержание).

Родившийся ребенок, естественно не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием в первую очередь имени ( мужского или женского). Первые 1,5-2 года авторитет родителей, в первую очередь матери, чрезвычайно высок. « Мама сказала»- это не подлежит сомнению во всех случаях, в том числе когда ребенку отвечают, кто он : мальчик или девочка.

В дошкольном возрасте происходит понимание разницы. Ребенок см видит разницу в одежде, телосложении , походке, актах мочеиспускания, улавливает разный тембр голос, и делает вывод, что весь окружающий мир делится  на мужчин и женщин, ищет свое место в этом мире. Если в 2-3 года ребена можно уговорить на один день стать лицом другого пола, то уже к 4-5 годам сделать это все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство , направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело , его строение и предпринимает попытки сравнивать себя со сверстниками, не пропуская деталей. Рано или поздно возникает потребность изучить особенности строения тела лица противоположного пола, и, как правило, это осуществляется с 2-х до 4-5 лет. Причем чем позже это будет сделано, тем больше вероятность эмоционально-негативной оценки виденного, как чего-то постыдного и грязного.

 

Как факт экспериментирования со своим телом и утверждения себя в выбранной роли следует рассматривать и так называемые сексуальные игры детей, более правильно называемые как ролевые игры с сексуальным содержанием. 3-5 летние дети играют в «доктора», « папу и маму», где присутствует обследование тел, что очень волнует родителей, наблюдающих интимные игры детей. Обычно после 5-6 лет , если ребенок уже «проиграл», эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере до подросткового возраста. Если же такого  экспериментирования не произошло, возможна фиксация на этой тематике в более старшем возрасте, дети отыгрывают их на следующем возрастном этапе.

 

Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться к врачам за помощью, является детский онанизм. Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация – это удел робких, легко ранимых, а главное – одиноких , несмотря на возможное присутствие родственников. Именно поглаживая себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания и любви, самых близких ему людей, и в первую очередь – матери. Врачи поэтому все чаще говорят, что детская мастурбация – это не болезнь самого ребенка ( хотя и не всегда), а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношениях в семье, где растет ребенок. Поэтому первой реакцией родителя на замеченную мастурбацию детей может быть анализ своего отношения к ребенку и пересмотр этого отношения в сторону увеличения внимания, ласки, заботы по отношению к малышу. Ну а если вы застали своего ребенка за этим делом – тогда просто (без крика и паники) объясните ему примерно следующее : что пипиську трогать без нужды нельзя, она может заболеть, и будет больно писать. И тут же отвлекитесь на другие интересные ребенку тему – предложите вместе поиграть во что-  нибудь  интересное. А главное – увеличьте долю внимания, ласки и проявлений заботы!

Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или  неуспешность  обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

  1. Мотивационная готовность к учению в школе или наличие учебной мотивации.
  2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
  3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.
  4. Хорошее развитие фонематического слуха.

Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

У ребенка должен существовать познавательный интерес. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких «почемучек», как можно чаще читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности6 пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому трудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность , что у малыша все получится. Такое обращение с ребенком позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнить требования учителя.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное  поведение.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

— не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

— не умеет работать по правилу;

— не умеет работать по образцу;

— нарушает дисциплину.

С одной стороны, здесь проявляются  все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.

С работой по правилу так же в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами.

Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий мир. Детям нравиться возиться с песком, водой глиной, камешками, деревяшками и т.д. им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пхнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется кругозор и представления о мире.

Хорошее развитие фонематического слуха.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «а» в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей на сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

  1. Нужно выделить зону для творчества дома.
  2. Подобрать безопасный, экологически чистый материал для детского творчества, а также природный материал. ( Например: Шишки, листья, веточки, высушенные плоды, соленое тесто, пищевые красители и.т.д.)
  3. Учите ребенка наблюдать. К творчеству побуждает не изобилие впечатлений, а умение наблюдать и «перерабатывать» увиденное. Можно бесконечно смотреть на ромашку и восхищаться, а можно увидеть большое количество различных цветов и оставаться равнодушным. Мы должны учить ребенка анализировать один объект внимания, замечать детали, задавать вопросы.
  4. Предложите ребенку зарисовать, слепить, вырезать, то за чем он внимательно наблюдал.
  5. Ярко и эмоционально реагируйте на все, что ребенок делает своими руками.
  6. Беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, не обесценивайте труд вашего малыша.
  7. Поддерживайте в семье творческую атмосферу. Изготавливайте с ребенком совместные поделки, рисунки.

Встреча ребенка с книгой, несомненно должна быть волшебной. Самым маленьким книжку лучше не читать, а рассказывать короткие произведения, известные многим взрослым из собственного детства. Преимущество рассказывания перед чтением прежде всего в том, что рассказчик передает содержание так, будто он сам был участником событий, тем самым создается особая атмосфера для восприятия произведения.

В процессе чтения или рассказывания у ребенка может возникнуть желание прослушать одно и то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать ему в этом, такова особенность детского восприятия литературы: малыш каждый раз получает удовольствие, он заново «проживает» то, о чем рассказывает сказка, или стихотворение, а попутно развивает свою память, воображение, обогащает сой словарный запас.

Выбирая произведение для чтения детям младшего и среднего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и

ограждать мир ребенка от зла и несправедливости. Сказочных персонажей, носителей зла ( Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Чудище), дети часто одушевляют и считают, что они могут присутствовать в их жизни, угрожая им. И уж ни в коем случае не стоит читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи.

Старайтесь читать ребенку не спеша, хорошо проговаривайте все звуки, ведь речевой слух ребенка находиться в процессе развития, он не всегда может вычленить слово из потока речи и осмыслить его. Пускай чтение станет для вас и вашего ребенка особым ритуалом!

Читая ребенку книгу, необходимо помнить, что восприятие ее происходит скрытно от вас. На первый взгляд может показаться, что дитя ничего не понимает и не может воспроизвести прочитанное, но проходит время, и он начинает удивлять вас своими суждениями. Поэтому отнеситесь ответственно к выбору произведений для чтения, помните о доступности текста , его художественных достоинствах.

Чтобы развивать образное мышление нужно, как можно чаще давать ребенку возможность представлять внешний вид персонажа, обстановку в которой происходит действие, картины природы и другое. Целесообразно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации художников, комментируя их, побуждая ребенка нарисовать и объяснить свои рисунки.

Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, особый настрой ребенка на встречу с книгой, чтобы эта встреча была для него праздником, который всегда с нетерпением ожидается, чтобы став взрослым, ваш ребенок с гордостью вспоминал об этих волшебных минутах!

 

Очаровательные малыши

Часто гуляя в парке, мы взрослые не можем пройти мимо, и не улыбнутся этим очаровательным малышам. В чем же секрет обаяния двухлетних детей? Все просто: они честны и искренни о всем – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их маленькие глазки широко раскрыты миру и всему происходящему вокруг.

Дети учатся через свой опыт, пробы и ошибки, повторение и подражание. Родители же вдохновляют это учение, обеспечивая своему малышу безопасное окружение.

Главной фигурой третьего года жизни продолжает оставаться взрослый, так как дети практически полностью зависят от взрослых. Маленький ребенок с трудом будет познавать мир, если мама не объяснит смысл того, что видит и слышит ребенок.

Как же следует взаимодействовать родителям с малышами 2-3х лет?

— Сопровождайте все происходящее вокруг ясными речевыми комментариями. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чувства.

— помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у ребенка чувство уверенности и защищенности, что является основой психологического комфорта.

— не стесняйтесь выражать эмоциональное сопереживание ребенку. Жалейте и утешайте своего малыша, вне зависимости от его пола.

— одобряйте каждое самостоятельное начинание малыша.

— следует отдавать отчет в том, какой образец поведения вы даете своему ребенку. Будьте готовы к тому, что малыш будет вас копировать, и не только то, что вам хотелось бы.

— при бурных проявлениях  эмоций малыша, попытайтесь вызвать у него другой состояние, спокойно переключив внимание.

— вместо гаджетов, предлагайте детям как можно больше разборных игрушек и предметов взрослого обихода, которые можно разобрать.

— открывайте своему чаду мир песен, сказок, и загадок. Старайтесь минимизировать «не настоящее» общение,  по возможности исключите аудиосказки – пойте малышу колыбельную, которую пела вам в детстве ваша мама или бабушка, это незаменимый ресурс тепла, любви и ласки, передающийся нам из поколения в поколение.

— будьте спокойны и счастливы. Ведь счастливые дети, растут у счастливых родителей!

Всеобщая роботизация и дети.

В эпоху научно-технического прогресса , практически каждый человек на земле так или иначе контактирует с электронными приборами. Еще в середине прошлого века роботы были фантазией писателей и кинематографистов. В современную же эпоху искусственный интеллект окружает человека повсеместно. Хорошо это или плохо, покажет конечно же время. Роботы значительно облегчили жизнь жителя планеты Земля. Они будят нас по утрам, заваривают свежий кофе, обслуживают в магазинах. Нельзя не сказать и о людях с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря роботам некоторые из этих людей имеют возможность полноценно жить. И все бы нечего, если бы даже среди сторонников всеобщей роботизации не шли бесконечные споры, о вреде искусственного интеллекта для человечества. Здесь в первую очередь , мне как практикующему воспитателю, психологу сразу вспоминается фраза, услышанная от программистов « В пеленках, но с гаджетом». Наше будущее – в детях. Они  больше всего и страдают от искусственного интеллекта, навязываемого нам повсеместно. Первая встреча маленького существа с электрическими приборами, сегодня практически совпадет с рождением. Начиная с первого года жизни, дети начинают активно использовать электрические приборы  родителей для своих игр. Эти манипуляции, сложно назвать игрой. Уже к 6-7 годам у большинства детей может сформироваться стойкая зависимость от гаджетов и контактов с роботизированными устройствами. Оправдываясь недостатком времени, большим количеством работы, многие родители обрекают неокрепшую детскую психику на зависимость от искусственного интеллекта. Все чаще эмоционально-личностное общение матери и ребенка, замещается радионянями, аудиосказками и виртуальными «развивалками»… Многие родители считают предметом гордости раннее овладение компьютерной техникой своими детьми. Компьютерная грамотность бесспорно хорошо, но каждый ответственный родитель должен помнить, что техника находящаяся в доступности ребенка должна отвечать всем требованиям  безопасности физического и психического здоровья ребенка. Старший дошкольник может проводить время за планшетом или компьютером не более 10 минут в день. Наблюдая за детьми в ходе сюжетно-ролевых игр, все чаще обращаю внимание на повторяющиеся сюжеты игр, где папа играет в приставку, мама смотрит инстаграмм… такова современная реальность. Взрослые подверженные всесторонней провокацией, стараясь дать своему ребенку все лучшее, уже в раннем возрасте записывают детей в кружки по компьютерному моделированию, робототехники и т.д., забывая о таких жизненно необходимых вещях как – общение, совместные прогулки, творчество, сказки…Я не говорю сейчас об отказе в дошкольном возрасте от электрической техники. Мне хочется говорить о дозированности  и реальной пользе. Стремясь ускорить познавательное развитие малыша, многие родители забывают, о том факте, что большинство великих ученых делали свои гениальные открытия не имея под рукой ни компьютера, ни роботов машин…

Большое количество педагогов, психологов, врачей бьют тревогу. Ведь всеобщая роботизация, особенно среди подрастающего поколения становится причиной проблем речевого развития ребенка, проблем в эмоционально-личностном развитии. Глобальная проблема ожирения среди детей дошкольного возраста, так же во многом связана с повсеместно навязанной электроникой. Дети испытывают дефицит физической активности, что приводит к ожирению и проблемам со здоровьем. У детей еще будет возможность познакомится близко с научно-техническим прогрессом в школе, а дошкольное детство это все же период игры, игры со сверстниками, со взрослыми, с помощью которой ребенок имеет возможность всесторонне и гармонично развиваться.

Давая рекомендации родителям в таком важном вопросе как всеобщая компьютеризация, в первую очередь хочется сказать о дозированности. Ведь даже излишек лекарства может стать ядом. Никто не говорит о полном отказе от искусственного интеллекта. Всем знакома фраза: « Запретный плод всегда сладок». Давая в руки ребенку планшет, джойстик или иной гаджет, взрослый должен держать в голове картину с весами, где на одной чаше безусловная польза, а на другой – потенциальный вред.

Каждому взрослому, нужно периодически возвращаться в наше недалекое прошлое, где были мамины колыбельные, бабушкины пироги, совместные прогулки, семейное чтение и сочинение сказок.  Где реальность была настоящей, а не искусственно-виртуальной….